О лохматом лесном карпатском гиганте Чугайстре (Дед, Гай, Ночник) научных публикаций почти нет, если не считать двух-трех записей фольклористов, увидевших свет в разных «Этнографических сборниках» и в «Гуцульщине» В.Шухевича. Отсюда Чугайстер перекочевал к повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» и приобрел немалую популярность среди украинцев.
Правда, писатели и поэты на протяжении XX века так «поиздевались» над этим, окутанным тайнами, персонажем, что сейчас почти невозможно представить себе, кем действительно является Чугайстер. Кто-то отождествляет его с Лесовиком, кто-то считает Лесным Паном, танцующим и поющим, а кто-то с Аридником…
Начнём с образа Чугайстра. По гуцульским преданиям, Чугайстрин — белошерстный или черный великан, может иметь от двух до семи метров роста, или «столь высок, как ель и похож на медведя», однако не замирает и не впадает в зимнюю спячку, не боится холода, имеет длинную бороду, синие глаза, спит, закутавшись в клубок где-то в зарослях, или в сухих листьях или хворосте.
Происхождение названия «Чугайстер» современные исследователи связывают с «чугой» или «чуханкой» — верхней одеждой лемков и гуцулов, которые ткут так, что она имеет вид большой мохнатой шкуры и длинной шерстью. Село Космач на Гуцульщине могло происходить именно от этого названия.
Как видим, образ Чугайстра полностью совпадает с легендарными мифами о «снежном человеке», встречающемся в высокогорных и лесных регионах Земли. В Гималаях его называют — «йети», на Северном Кавказе — «алмасты», в Сибири — «меченый», в Индии — «ракшаси», в Греции — «фавн». В 1921 году о существовании «косматого великана» миру сообщил Говард-Бери, известный альпинист, возглавлявший экспедицию на Эверест. По его данным, размеры стопы существа вроде бы составляли 37 сантиметров в длину и 16 сантиметров в ширину (примерно такие же «следы» выдолблены на Писаном и других камнях в Карпатах), рост – примерно 220 сантиметров.
По рассказам, Чугайстер как и «йети» чрезвычайно скор, может опередить кобылу, причем на двух ногах. Неудивительно, что некоторые этнографы связывали его с покровителем ветров Стрибогом, о чем говорит и сам корень «стр».
В народной демонологии Чугайстер — телохранитель человека вдали от дома — в лесу, на горной долине. Он – защитник пастухов и лесорубов. Подстерегает Лесных Дев (бесов, опор, нявок, блудниц), которые отвлекают горцев, заманивают их в свои дебри и теряют. Когда увидит, то схватит, разорвет надвое и съест.
Лесорубы, когда варили еду, обязательно оставляли немного и Чугайстру кулеша или баноша на дереве. Верили, что он сможет оттуда поднять, потому что высокий. Когда же вечером, вернувшись в хижину, еды не заставали, то радовались, можно было спокойно спать: приходил Чугайстер, значит, в том месте мавок уже не было. Власть над животными у него была так велика, что они выполняли для него мельчайшие дела: даже за водой Чугайстер посылал лиса или волка. Однако Чугайстер стоял ниже Аридника. Аридник – истоковый образ, символизирующий первопричину всего темного.
На Бойковщине несколько подзабылось имя Чугайстра. Здесь его называют просто – Дидо. Именно Дидо в одном из карпатских рассказов спасает парня от Лесной девы и выводит его из лесных зарослей:
«Пошел парень за грибами и его ночь застала. Ну и он решил разложить костер и до утра переночевать. Здесь около двенадцати часов появилась Лесная дева, и перед его глазами прокатился клубок. Посмотрел назад и увидел сзади себя Дида. Дид спросил у него что-то непонятное и побежал дальше за этим клубком. Через несколько минут возвращается Дид. Парень заметил, что это была Лесная дева у Деда в руках. И Дед ее надел на вертел, над костром спек, съел и попросил табака. Парень ему дал закурить. Дед его стал расспрашивать, что и как он попал в лес. Говорит: «Тебе еще повезло, что я тебя увидел, а то ты до утра не дожил бы. Лесная дева заманила бы в леса. А теперь собирайся, я выведу тебя к дому…».