Верна ли относительность добра и абсолютность зла?

Всем, наверное, приходилось сталкиваться с ситуациями, когда необходимо принимать решение, от которого зависят в определенной степени и судьбы других людей. Тогда в мозге происходит огромная работа, которая для нас выглядит, как преодоление сомнений и взвешивание различных вариантов. В эти моменты мы подсознательно руководствуемся сводом морально-этических норм, заложенных в нас с момента рождения.

Добро и Зло

Извечная дуэль Добра и Зла волнует человечество много тысячелетий. Но до сих пор большинство из живущих на Земле не верят в то, что Добро относительно, а Зло может быть абсолютным. Конечно, все зависит от конкретной ситуации и тех мотивов, которые побуждают человека к действию. Или к полному бездействию, которое также может иметь определенные последствия.

Врач, оперирующий больного, орудует скальпелем и разрезает живое тело. Тот же врач причиняет нестерпимую боль, если проводит хирургическое вмешательство без наркоза. Такая ситуация может встретиться, если в экстренных случаях требуется спасти жизнь больного, пострадавшего, например, в ДТП. Помощь может появиться не скоро, а время идет на минуты. В этом случае проявление добра очевидно. В ином случае это было бы явным злом, которое мы называем садизмом.

Одна и та же ситуация может трактоваться разными людьми по-разному. Когда в темную ночь на человека нападает злоумышленник, и неожиданно появляется служитель закона, на котором надета полицейская форма, для обоих действующих лиц это проявление прямо противоположных сил. Для жертвы − это добро, для нападающего − зло.

Однако та же полицейская форма может послужить абсолютным проявлением зла. Сколько преступлений, боли и исковерканных судеб спрятано под ее прикрытием, наверное, во всех странах мира? Такая ширма позволяет творить беззаконие, и масштабы его могут принимать поистине чудовищные размеры.

Вероятно, в изречении ″Боль, ты не зло″ содержится идея того, что боль может быть индикатором болезни. Но для ребенка, который ушиб коленку, худшего зла, чем боль, и быть не может в данный момент.

Если в результате природного катаклизма гибнут люди, то это принято называть слепой стихией. Вероятно, это правильная оценка. Хотя в происходящем может быть повинна и человеческая цивилизация, обращающаяся с природой бесцеремонно и бездумно.

А вот абсолютное зло всегда имеет имя. Миллионы людей, погибших в концентрационных и трудовых лагерях не повинны в том, что происходило. Но ведь кто-то их туда посылал? И кто-то отдавал приказ на бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, хотя от этого исход Второй мировой войны уже никак не зависел. И если когда-нибудь чей-то палец нажмет ″ядерную″ кнопку, у этого человека будет вполне конкретное имя.

Относительность добра также отчетливо просматривается там, где идут войны. Иногда у боевого командира нет другого выхода, как послать несколько людей на верную смерть, чтобы десятки выжили. Это решение нелегкое, и для нормального человека оно дается крайне сложно.

Однако физическое устранение политического оппонента или конкурента в бизнесе является чистым проявлением абсолютного зла. Лучше от этого станет только тому, кто делает ″заказ″. А вот вопрос нейтрализации диктатора, от которого страдают миллионы людей, имеет уже несколько иную окраску.

Хотя добрыми намерениями, как известно, вымощена дорога в ад…

Поделиться в соц.сетях: